Учет и обращение драгоценных камней в системе ломбардов и скупки. Статья директора УЮЦ М.Н. Поспеловой

Мы достаточно часто в своей образовательной практике сталкиваемся с фразой представителей ломбардов, скупок, розницы о том, что они не работают с камнями, не оценивают и не описывают их, а значит знание вопросов диагностики драгоценных камней им не требуется. Стоит отметить, что данная позиция в корне не верна и несет в себе существенные финансовые риски для организаций и индивидуальный предпринимателей осуществляющих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней (производителей, продавцов, скупщиков, ломбардов и пр). Почему нужно идентифицировать и учитывать драгоценные камни, где зафиксировано это обязательство и чем грозит нарушение на эти вопросы я постараюсь кратко ответить в данной статье.

Почему и где зафиксировано?

Во-первых, учету и описанию подлежат в соответствии с требованиями действующего законодательства – драгоценные камни — алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг, уникальные янтарные образования (ст. 1 Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), обязательный учет ювелирных камней действующим законодательством не предусмотрен.

Во-вторых, в законодательстве нет указания на то, что вставки в ювелирных изделиях не подлежат учету и описанию (и за последние 17 лет такого указания в нормативных источниках не было), их описывают производители и розница, исключения для ломбардов и скупок законодательство не содержит — «Учет драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в отходах драгоценных камней, а также в продукции из них, осуществляется организациями на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением» (ст.5 Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении»).

Часто слышу после этих доводов, а почему это относится к ломбардам или скупке – обращение драгоценных камней — торговля, перевозка, пересылка, залоговые операции, сделки, совершаемые банками с физическими и юридическими лицами, получение, хранения (ст. 19.14. КоАП РФ).

В-третьих, для учета и описания драгоценных камней есть четко определенные параметры (не только денежные), вести учет и описание без всех обязательных параметров является нарушением. Регулируется:

  • Для всех предприятий — учет драгоценных камней при их использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе (в граммах, каратах), качеству (по цвету и чистоте), а также в стоимостном выражении (ст.8 Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении»).

  • Для скупки — в квитанции указываются …наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость, в том числе в отношении: бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов — также их размерно — весовая группа, группа цвета и чистоты; алмазов огранки типа «Роза», бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки — также их группа цвета и чистоты; жемчуга природного и культивированного — количество жемчужин и их масса (п.п.д) п.13 Постановление Правительства РФ от 07.06.2001 N 444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий»)

  • Для розницы – Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны … иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя … вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня (п.64 Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»)

  • для ломбарда — залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию… наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.п. 3 п.5 ст. 7 Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах»), требования законодательства см. абз.2 настоящего пункта (для всех предприятий).

В-четвертых, учету подлежат любые драгоценных камни не зависимо от их размера, погрешность в определении размеров драгоценных камней установлена для камней не зависимо от их размера, формы (в том числе крепления в ювелирном изделии) — Масса алмазов и обработанных драгоценных камней определяется в каратах на весах, обеспечивающих необходимую точность взвешивания. Погрешность взвешивания в зависимости от взвешиваемой массы должна составлять: при массе до 1000 каратов не более 0,01 карата (ст.46 Приказ Минфина России от 09.12.2016 N 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении»)

В-пятых, ни одним нормативным документом не указано, что определять и учитывать драгоценные камни могут только специальные эксперты или эксперты геммологи в профильным высшим образованием, тут стоит отметить что на сегодняшний день в России официально зафиксировано 21 проба драгоценных металлов, их преимущественное количество с легкостью определяют специалисты розницы, скупки, ломбардов без наличия специализированного высшего образования и экспертной квалификации, а ведь драгоценных камней в разы меньше, а методов диагностики, в том числе инструментальных.

В-шестых, организовать оценку драгоценных камней на предприятии – недорогое удовольствие – в среднем стоимость комплекса оборудования для диагностики (в зависимости от выбранных методов и бюджета) составляет от 20 000 до 60 000 рублей (такого оборудования хватит на 5-10 лет и его не требуется обновлять как реактивы), в помощь Вам всегда при проведении определения, оценки и учета – лаборатории учебных центров и территориальных ГИПН.

Чем грозит?

Неверное описание драгоценного камня или не описание драгоценного камня является нарушением действующего законодательства, в том числе влияет на права потребителя.

  • Для учета (всех)Статья 19.14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих. Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  • Для ломбардовСтатья 15.26.2. Нарушение ломбардом законодательства Российской Федерации. Нарушение ломбардом законодательства Российской Федерации о ломбардах — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

  • Для розницыСтатья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 14.7. Обман потребителей. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В качестве вывода хотелось бы отметить, что определение и учет драгоценных камней на сегодняшний день — это сфера покрытая огромным количеством стереотипов, для минимизации финансовых рисков предприятия и его сотрудников, нужно стремится к организации правильной системы определения и учета драгоценных камней (собственно также как системы организации диагностики драгоценных металлов), а это в первую очередь образование (руководителя, его сотрудников), отслеживание изменений в особенностях диагностики драгоценных камней (как постоянное повышение квалификации), сотрудничество с диагностическими лабораториями и ГИПН.

Директор УЮЦ Поспелова М.Н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *