Оценка ювелирных изделий представляющих культурную или историческую ценность

Особое место занимают ювелирные изделия, которые имеют историческую или художественную ценность. В отличии от изготовленных массово на производствах, есть группа изделий, которые выполнены в ручную ювелирами, и обладающими признаками эксклюзивности.

При оценке произведений ювелирного и камнерезного искусства, а также произведений мелкой пластики, имеющих историко-художественное значение, необходимо учитывать оригинальность замысла, уровень исполнения, сложность модели, новое в технологии, комплектность изделия, редкость, повышенный антикварный спрос.

При определении экслюзивных ювелирных изделий необходимо учитывать:

  • время создания;

  • набор клейм (городское клеймо, клеймо пробирного мастера с датой или без);

  • клеймо мастера;

  • клеймо фирмы;

  • легенду;

  • документально подтверждённую историю предмета;

  • стилевые признаки;

  • особенности, позволяющие выявить почерк мастера или фирмы;

  • типичность (характерна для времени изготовления);

  • редкость (для времени бытования)

Изделия, которые могут иметь историческую и культурную ценность также относятся к особым видам товаров.

Под культурными ценностями следует понимать предметы движимого имущества, имеющие ту или иную степень общественной значимости, подтверждаемую юридически; включающие в себя такие категории как «антиквариат», «предметы искусства», «предметы старины» и подпадающие под понятие «предметы коллекционирования». К данной категории движимого имущества относится целый ряд предметов: редкие музыкальные инструменты, монеты, картины и рисунки, старинные книги, скульптуры и многое другое.

Одним из приемов оценки в условиях неопределенности (в большей мере для относительно новых произведений и для работ, рынок которых не развит) является игнорирование эстетических факторов, концентрация на рыночных трендах и обобщение на трех уровнях: «масштаба» (размер и уровень проработки), «насыщенность» (производимое впечатление) и «материал» (качество материалов и техника исполнения).

Выделяют факторы, та влияющие на стоимость всех культурных ценностей: – факторы, связанные с автором (общепризнанный класс, рейтинг, самобытность, новаторство, узнаваемость); – провенанс (документально подтвержденная история происхождения, наличие положительной аукционной истории, участие в выставках национального или международного уровней, включение в собрание музеев); – редкость; – техника исполнения; – размер; – качество и сохранность; – эстетическое содержание и оценки критиков.

Определение стоимости культурных ценностей предполагает оценку рыночного спроса и ликвидности, изучение провенанса работ, ценовых тенденций, средних и медианных значений. Объекты сравнения должны быть одной эпохи (одного творческого периода автора), одного стиля, техники исполнения; желательно, чтобы они были сопоставимы по размеру и сюжету. Только в силу узости, сжатости рынка стоит расширить границы поиска.

Стоит помнить, что любая оценка предметов коллекционирования и антиквариата должна содержать следующие этапы: – подробнейшее изучение объекта оценки, его истории и истории творчества его автора (крайне важно иметь на руках результаты искусствоведческой и технологической экспертиз); – доскональный анализ рынка, на котором обращается оцениваемая культурная ценность; – выявление ценообразующих факторов и определение их влияния на стоимость; – применение всех возможных подходов к оценке с учетом преимуществ и недостатков каждого из них и сведение результатов.

Расчет стоимости художественных и исторических ювелирных изделий имеет ряд особенностей, так как на их стоимость предметов к влияют общие и специфические ценообразующие факторы. К общим факторам относятся: общепризнанный класс автора и его рейтинг, возраст произведения, редкость, техника исполнения, сохранность, провенанс, размер. К специфическим факторам на примере антикварного кольца с бриллиантом относятся: огранка, каратный вес, чистота, цвет, проба и вес металла, наличие клейма, стиль и декорирование.

Верхнюю ценовую планку устанавливают аукционные цены (это цены спроса), а нижнюю – галерейные и салонные цены (это цены предложения). Вероятно, при оценке предметов их рыночная стоимость должна находиться в указанном интервале. Цены на художественных ярмарках начинаются от галерейной плюс одна треть разницы между аукционной и галерейной ценой.

Корректная оценка предметов коллекционирования возможна только при условии подтверждения подлинности, то есть при получении искусствоведческой и технико-технологической экспертиз, и глубокого анализа рынка и истории исследуемого предмета.

Литература

Миллер А. Оценка драгоценных камней и ювелирных изделий / пер. с англ. бюро переводов РОЙД. М.: ИД «Квинто- Консалтинг». 2010

Михлин А.В., Комолов А.А. Ценообразование и оценка культурных ценностей Электронный ресурс: http://www.cpa-russia.org/upload/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%9A%D0%A6_-21_12_12%D0%9D%D0%91.pdf (дата обращения 25.06.2016).

Дронов Д. С. Ювелирная культура (основные понятия и особенности современного развития) / Jeweler culture (the basic concepts and features of modern development)// Поиск. № 5(34), 2011.

Платонов Б.А.Оценка культурных ценностей. Место сравнительного подхода// Московский оценщик. № № 5-6 (72-73), 2011.